25.12.2006
Печать по требованию
Стратегия производства /
«Печать по требованию» или по запросу - понятие в полиграфии, в первый момент вводящее в заблуждение, так как оно соответствует практически каждому процессу изготовления типографией заказа. Полиграфическое производство, как правило, начинается после получения заказа, и ситуации задела, как во многих других отраслях, в полиграфии просто не существует. При печати по требованию тем не менее сбыт продукции осуществляется самим заказчиком.
В целом заказ издательства представляет собой большое количество идентичной печатной продукции (тираж). При этом уже давно существует вариант, когда заказчик может разделить общий тираж на несколько частичных тиражей, так называемых «заводов». Их производят в зависимости от интенсивности сбыта. В типографии иногда такие квотированные заказы печатаются в совокупности, а потом складируются. Однако в большинстве случаев все же выполняются соответствующие частичные тиражи. По мере того как число напечатанных частичных тиражей будет дополнять величину общего заказа, заказчик может в очень небольших размерах (вплоть до одного экземпляра) получать готовую продукцию. В этом случае говорят о печати по требованию.
Таким образом, осуществляется форма производства «точно в срок». Для технической реализации печати по требованию необходимы очень гибкие средства производства с короткими сроками приладки. При цифровых способах печати, в особенности тех, которые делают возможным формирование изображения, необходи мого для печати без предварительной подготовки (это значит без печатной формы с фиксированным изображением), становится экономически возможной печать вплоть до тиража в 1 экземпляр. Как правило, под системой печати по требованию понимают не печать на маломощных принтерах, которые используются в бюро, а на печатающих устройствах с высокой производительностью, обеспечивающих промышленное производство.
Что касается качества печати по требованию, то базирующиеся на бесконтактной технологии печати печатные системы реализуют достаточно высокий уровень. Бесконтактные способы приемлемы для определенных производственных сфер, например черно-белой печати без полутоновых изображений, цветной печати при невысоких требованиях и др.
Необходимость реализации печати по требованию была продиктована преимущественно рынком. Дело в том, что, несмотря на значительное непрерывное увеличение общего объема печатных средств информации, количество работ в одном экземпляре, как, впрочем, и в иных областях (например, в музыкальном бизнесе), увеличивается. Такая индивидуализация информации требует от ее поставщика, т.е. издательства или, например, от предприятия обслуживания, новой бизнес-концепции. При этом печать по требованию - это технический прием, применение которого может быть использовано во времени с учетом ряда факторов и обстоятельств:
• первоначальные тиражи. Подлежащее печати содержание фактически требуется в очень небольшом количестве;
• нормальные и крупныетиражи;
•непрерывная допечатка. Для снижения нагрузки на участки складирования информация содержится, например, в базе данных, продукция печатается в зависимости от интенсивности сбыта;
• предварительное квотирование. Перед печатью основного запланированного объема необходимо выпустить малый тестовый тираж, а при его успехе на рынок впоследствии будет поставлен и весь заказ;
• допечатка тиража. После того как основной тираж уже распродан, можно выпустить малый, дополнительный, тираж;
• квотирование в зависимости от актуальности. Если содержание печатного продукта может постоянно изменяться в зависимости от обстоятельств, печать по требованию производится с обновленным на данный момент содержанием.
Несмотря на то что концепции печати по требованию обсуждаются уже с конца 80-х годов, до сегодняшнего дня их доля настолько незначительна, что теряется в общем объеме печатного производства. Причиной этого является и тот факт, что экономические выгоды использования нормальных и больших тиражей преувеличиваются. Несмотря на то что, к примеру, на книжном рынке от 25 до 40% отдельных печатных изданий просто не могут быть распроданы и по прошествии определенного времени списываются, общие издержки оказываются не так высоки, как зачастую могут восприниматься. Кроме того, при технологическом сравнении традиционной печати и печати по требованию часто рассматриваются только производственные издержки, а не весь базис, на котором формируется цена книги. Издержки на применение способов цифровой печати, поддерживающих концепцию печати по требованию, по сравнению с традиционной печатью еще относительно высоки.
Пространство для экономического наступления печати по требованию в этом случае оказывается слишком узким. Только при печати продукции с высокой степенью актуализации, например, книг, содержание которых формируется заказчиком из компьютерной базы, печать по требованию может занять значительную долю рынка.
Проблемы в реализации концепции печати по требованию часто недостаточно разрешимы в силу ряда обстоятельств:
• послепечатнаяобработкапродукциипотребованию. Только малая доля всего производственного ассортимента машин предоставляет возможность единичного технически законченного после стадии печати производства. Продукция должна быть после печати обязательно обработана. Технические решения для экономически эффективной послепе-чатной обработки единичной продукции сегодня находятся только на первоначальной стадии развития. Для книжного производства это простые устройства, удовлетворяющие средним требованиям рынка к качеству. При их покупке нужно учитывать множество ограничений в оформлении продукции;
• редакционные. Наряду с техническим исполнением печатный продукт нуждается в работе над содержанием, которое изначально должно быть создано и подготовлено. Для этого необходима работа авторов, корректоров, художников-оформителей и т.д. При этом затраты на такую подготовку при малых тиражах практически всегда превышают технические издержки и значительно увеличивают общие затраты, так как распределяются по очень малому числу экземпляров. Рынок продукции, которая в своей цене не содержит редакционных затрат (они покрыты автором, например научные публикации, либо их готовы возместить клиенты за счет высокой цены на продукцию), ограничен;
• дополнительные расходы. Выполнение заказа в печатном производстве требует множества дополнительных сопутствующих операций: от процедуры принятия заказа и определения необходимой для реализации техники и технологии до калькуляции его стоимости. Затраты на эти процессы включаются в общие издержки заказа «на печать по требованию». В то время как при традиционном производстве доля таких издержек составляет в среднем до 20%, при печати по требованию она может быть значительно выше.
Таким образом, концепция печати по требованию успешно реализуется только в том случае, если находятся решения для вышеперечисленных проблем. Это возможно при целевом выборе отдельных изданий из всей палитры продукции. Он подразумевает учет всех ограничений, технических возможностей и оценку дополнительных издержек.
В будущем ожидается появление четких ответов на все поднятые вопросы. С технической точки зрения издержки на печать при использовании цифровых печатных систем «Компьютер - печатная машина» будут снижаться, а в послепе-чатной обработке будут предлагаться более гибкие и экономичные решения. Интернет и электронное управление посредством Workflow увеличат автоматизацию обработки заказов на печать по требованию и снизят затраты на них. Новые методы подготовки содержания продукта, которые в будущем будут использоваться: цифровые библиотеки совместно с методами автоматической генерации текста приведут к появлению новых видов продукции по требованию.
Еще неокончательно определен и вопрос, кто и в какой форме будет в будущем предлагать услуги печати по требованию. Наряду с традиционными типографиями будут проводиться инвестирования в эти технологии в допечатном производстве при оказании копировальных услуг, а также по новому работающих печатных салонов. Чтобы закрепиться на рынке в этом секторе, предприятия пытаются организовать производство с «предварительным» или «последующим» складированием. Последнее относится к так называемым «поставщикам содержания», например, издательствам, частично занимающимся производством, используя печать по требованию. С другой стороны, крупные книготорговые организации и дистрибьюторы книг предлагают хранить их в электронном виде и поставлять как «книги по требованию. Не в последнюю очередь будут создаваться системы производства непосредственно в книжных магазинах, используя компактные печатные машины и устройства послепечатной обработки.
|