25.12.2006
Стратегия выживания для типографий
Стратегия производства /
Следствием современного разнообразия предложений и сбыта на рынке печатной продукции, а также жесткости сроков поставок является то, что спектр производственных стратегий и соответственно производственных концепций предприятий достаточно широк.
Принципиально следует различать внешне управляемые и коммерческие типографии. Управляемые типографии экономически и организационно непосредственно связаны с издательством или издателем печатных заказов.
Основной их задачей является реализация программ этих субъектов рынка по производству того или иного вида продукции. Отсюда возникает необходимость подстраиваться в распределении своих мощностей при планировании к их потребностям. Заказы же сторонних издательств принимаются только с целью наиболее полной загрузки оборудования. Часто управляемые предприятия считаются оптимальным вариантом для выпуска продукции, отвечающей специфическим требованиям: газет, где сроки производства минимальны; обоев или продукции с тиснением фольгой.
В последних случаях определяющим фактором является не содержательное оформление, а применение специфических материалов. Коммерческие предприятия, напротив, неограниченно и свободно предлагают на рынке свои мощности и возможности. Причем они могут действовать эффективнее, чем аналогичные управляемые типографии, так как оптимально подстраиваются под рыночные потребности и не принимают во внимание ограничения слишком регламентированных издательств.
Большинство издательств для производства своей продукции отказались от услуг управляемых типографий, если только этому не препятствовали непреодолимые производственно-технические причины (например, в производстве книг). Основываясь на конкуренции коммерческих типографий, издательства могут снижать свои издержки на производство продукции и, кроме того, существенно более гибко технически изменять свой продукт, используя возможности различных типографий.
Чтобы увеличить объем заказов и снизить риск недозагрузки оборудования, коммерческие типографии пытаются оказывать дополнительные услуги, порой аналогичные тем, что оказывают издательства (это относится в основном к допечатным процессам). Такие действия могут рассматриваться как конкуренция с собственными постоянными клиентами и возможны только в связи с расширением производства, при использовании дополнительных возможностей.
В то время как стратегически ерешения для управляемых типографий определяются владеющими ими издательствами, коммерческие свободные предприятия испытывают постоянную необходимость приспосабливать свою производственную стратегию к потребностям и динамике рынка. При этом ключевым фактором для успеха предприятия становятся инвестиции. Для типографий инвестирование в печатные машины означает высокий уровень использования капитала, причем недостаточная или неэкономичная эксплуатация техники может стать серьезной угрозой для производственных результатов. Привлекая инвестиции, они стремятся приобретать технику, рассчитанную на длительныйсрокиспользования. В зависимости от типа типографии и региональной специфики срок может варьироваться от восьми до десяти лет и более. При этом на длительное время определяются технологические параметры, которые должны соответствовать будущим рыночным изменениям: обрабатываемые форматы, материалы, красочность и реализуемые варианты фальцовки.
Стратегические решения для типографий могут быть реализованы различными способами. Некоторые группы продукции нужно считать стратегически целевыми и инвестировать средства в оборудование, необходимое для их производства. При этом в большинстве случаев обнаруживается, что широкий спектр спроса не может удовлетворяться единственной технологией. Прежде всего, это относится к разнообразию видов изданий и их форматов, зачастую требующих также различных типов печатных машин или способов печати, которые в зависимости от обстоятельств были бы способны обеспечить оптимальное производство. Поставщики будут развивать варьируемые или по крайней мере модульные концепции построения оборудования с учетом высоких требований к производству печатной продукции.
Эффективное производство при различных способах печати должно иметь системную мобильность, например, в логистике бумаги (рулоны и листы), допечатных процессах (изготовление печатных форм), обслуживании, сервисе и внутрипроизводственной организации. Таким образом, производственная сфера является комплексным образованием, и типография, ориентирующаяся на единственный способ печати, становится неэффективной.
Стратегическое решение, принимаемое в соответствии с реализуемой производственной концепцией, может ограничиваться не только способом печати, но и включать, по возможности, внутрипроизводственную стандартизацию, например, применяемые виды материалов или диапазон выпускаемых форматов. Таким образом, у специализированных типографий создается высокий потенциал, который в зависимости от ситуации может быть реализован через сегмент управления технологией и издержками. С другой стороны, при такой концепции увеличиваются издержки на сбыт, так как должно быть достигнуто определенное число разнородной потенциальной клиентуры.
С концепцией, не предусматривающей специализации, легче решается одна типичная проблема печатного дела: сезонные колебания количества заказов. Множество групп полиграфической продукции имеют типичный профиль спроса в течение года, который определяется внешними условиями, например: праздником Рождество (открытки, сувениры и др.); Новым годом (распространение календарей), крупными ярмарками (например, книжной ярмаркой) или типичными отраслевыми традициями производства телефонных справочников и др.
Концепция, жестко ориентированная на специализацию, естественно, существенно больше подвергается этим влияниям и поэтому должна учитывать в организации производства колебания загрузки. Например, в производстве календарей, наиболее наглядно демонстрирующем сезонность, в первом полугодии пытаются обеспечить выпуск отдельных, общих частей, чтобы во втором сконцентрироваться на изготовлении индивидуальных дополнений в соответствии с конкретными потребностями клиента. Правда, при таком процессе находящийся в обращении капитал фактически замораживается из-за наполовину изготовленной продукции, которая должна до осени складироваться. В типографиях такие колебания выпуска пытаются нейтрализовать главным образом равномерностью работы, чтобы по крайней мере избежать дополнительных пиковых нагрузок на трудовые ресурсы.
Наряду с такими подходами, как специализация или многопрофильность, существуют и другиек ритерии, которые могут учитываться при принятии стратегического решения. Так, может иметь смысл дифференциация, например, по типам клиентов (промышленные клиенты, конечные потребители и др.) или способам продаж (почтовая рассылка, розничная торговля и др.). Кроме того, в производственной практикедля принятия стратегического решения принимаются во внимание еще и сопутствующие условия:
• имеющийся в распоряжении персонал (квалификация, уровень заработной платы);
• пространственное положение (близость клиентов и рынка, издержки на логистику);
• конкуренция;
• обстоятельства, предшествующие производству (имидж предприятия, существующая рыночная обстановка).
Для печатной продукции в основном имеют значение общие критерии маркетинга и стратегического планирования производства. В индустриальных странах в противовес развитию Интернет-медиа для всех групп печатной продукции изучаются предпосылки развития в условиях насыщенного рынка. Печатный рынок в целом растет, но динамика различается по отдельным видам продукции.
В такой ситуации для успеха важно четкое стратегическое решение. При этом можно стремиться либо к управлению издержками, либо к дифференциациипродукции. Предприятие, не ориентированное на специфические запросы потребителей, не стремящееся к оптимизации издержек, не имеющее статуса монополии в предложении своей продукции или услуг, будет иметь на рынке незначительные перспективы успеха. Дифференциацию продукции в печатном производстве найти сложнее, так как конкуренция усиливается через ценовые решения. Новые технологии печати и системы производства создают возможность для скачка производительности, т.е. таким образом через наступательную инвестиционную стратегию может быть реализована выгода в издержках. Такая тенденция увеличения мощностей и характеризует печатный рынок индустриальных стран.
В то время как крупные предприятия имеют ряд систематических выгод в издержках, а малые предприятия могут избежать некоторых издержек увеличением дифференциации локально сконцентрированных услуг, средние предприятия с зачастую ограниченными инвестиционными возможностями находятся часто в сложном положении и стоят перед необходимостью принятия радикальных решений в плане развития.
Из принципиального стратегического решения по выбору портфеля продукции и сектора рынка следуют предпосылки для дальнейших необходимых решений. Что касается печатной техники, то особенно важны рассматриваемые в дальнейшем вопросы степени автоматизации производства. Этими предпосылками затем определяются дальнейшие решения: от концепции финансирования до выбора поставщиков.
|