13.02.2007
Рынок печатных СМИ - газеты
Аналитика /
Доля рынка газет в печатных СМИ: мировой опыт
Рынок газет в различных странах мира значительно отличается друг от друга. Круг читателей и размер тиража меняются в зависимости от вида (ежедневная газета, воскресная газета и т.д.) и целевого назначения. Большинство наименований газет выходит в США, затем следуют Китай, Германия и Россия. При рассмотрении соответствующих размеров тиражей в этой последовательности ничего не меняется. Для понимания на первый взгляд неожиданного результата необходим глубокий анализ газетной продукции. Например, в США наряду с преобладающей долей ежедневных газет существует довольно большая часть воскресных газет с недельным тиражом в 60 млн. экземпляров. В Германии, напротив, преобладают бесплатные рекламные газеты (1331 название общим тиражом в 88,2 млн.). В свою очередь для газетных рынков Бразилии и Польши характерны преимущественно еженедельные газеты (в Польше 141 название общим тиражом в 28,5 млн.). В Великобритании и Австралии преобладают, напротив, бесплатные рекламные и воскресные газеты. Во всех остальных странах наименования газет распределяются по отдельным видам относительно равномерно.
Для того чтобы ответить на вопрос, как печать газет будет развиваться в будущем, следует рассмотреть рекламные затраты, расход бумаги и электронные средства информации. Поскольку приблизительно 63% общего объёма производства всей печатной продукции косвенно или прямо зависит от рекламы, ее доля для газетной печати в общем бюджете на рекламу должна анализироваться более детально. С 1998 по 2005 г. она относительно стабильна. Но при сравнении стран возникают большие различия. Например, в Сингапуре доля газетной рекламы составляет около 50% и доминирует над другим и средствами информации, например, телевидением и радио. В Польше, напротив, газетная доля в 13% незначительна. Многокрасочная печать получает всё большее распространение в производстве газет. Эта тенденция связана с повышением качества многокрасочной печати с сохранением рентабельности. С одной стороны, многокрасочная печать газет не должна уступать качеству однокрасочной газетной печати, а с другой стороны, существующей сегодня акцинденции.
Соразмерно долям значительно сократилась газетная реклама в Великобритании, Китае, Южной Африке и Японии, тогда как в США, Германии и Австралии её доля остаётся стабильной. Безусловно, как и прежде, растёт рекламный бюджет газет, поэтому газеты и в будущем останутся важным рекламным средством информации. В качестве ещё одного доказательства этого утверждения можно привести тенденцию развития расхода бумаги в газетной сфере. В последние годы наблюдался значительный рост расхода бумаги во всех странах - за исключением США, Японии и Польши. Причём за период с 1998 по 2005 г. рост был наиболее высоким: в Китае -186%, в Сингапуре-180% и в Бразилии-99%.
На примере газет отчетливо видно, как быстро в последние годы рос спрос на печатные средства информации в развивающихся странах. Расход бумаги во всём мире в период с 1995 по 2010 г. увеличится приблизительно на 140 млн тонн. Это соответствует общему росту на 51% или на 2,8% в год. Расход бумаги, прежде всего в развивающихся странах, будет увеличиваться сверхпропорционально. Количество опубликованных Internet газет в 2001 г. составляло приблизительно 12000 наименований. Главная причина заключается, несомненно, в актуальности информации. Вопреки всем эйфорическим сообщениям, многие издатели газет при оказании своих услуг в режиме реального времени теряют значительные денежные суммы. По многочисленным исследованиям газеты в оперативном режиме «он-лайн» покрывают лишь около 30% своих затрат посредством доходов от рекламы. Бюджет предприятий, занимающихся рекламой услуг в режиме реального времени, как и прежде, очень сильно ограничен из-за незначительного «радиуса» действия (количества читателей) газеты в оперативном режиме. Вероятно, издательства будут публиковать в оперативном режиме только отдельные статьи или обзор крупных заголовков.
|