08.11.2006
Полиграфия на заре своей юности
История печати /
Полиграфической искусство началось не вчера – оно уходит корнями в далекую эпоху реформ Петра первого, когда главной задачей было увеличение роста промышленности, развитие культуры населения и возникновение упаковочного дела. Указ царя в 1720-м году заставит мануфактурщиков заняться производством картузной, книжной, писчей и оберточной бумагой. Разумеется, во всех случаях были слышны дуновения Запада.
Английская пудра российского производства В те времена оберточная бумага использовалась довольно широко, но внешний вид ее заставлял идти дальше в своих нововведениях. Оберточная бумага была безупречного чистого цвета, без всяких рисунков. Она предназначалась для упаковки подарков и презентов. Щеголи и дамы перевязывали упакованный подарок шелковой ленточкой и завязывали оригинальный бантик. Товарным знаком служили ярлыки – их помещали на обертках пачек бумаги. Оформление ярлыков также было неутешительно грустным – вид бумажной мельницы или геральдическая композиция.
Как и сейчас, страсть населения была прикована вовсе не к российскому производителю. Наши мануфактурщики быстро уловили тенденции к английским увлечениям и стали выдавать свой товар за западный. Именно в то время появились парики, которые знатные люди обильно посыпали пудрой. А значит, в употребление вошла пудра, на которой можно было сделать большие деньги. Производители не стали "изобретать велосипед" и упаковывали пудру в пакеты, на которых красовались различные сцены из светской жизни: дамы в бальных платьях, мужчины в сюртуках. На каждой баночке с пудрой неизменно красовалась надпись: «Лучшая английская пудра», и ее действительно стали покупать в сотни раз быстрее.
Русский модерн этикетки В середине 19-го века Россия столкнулась с серьезной проблемой. На ее голову свалилась сильнейшая конкуренция в лице западных производителей. Мануфактурщики получили сильный "подзатыльник" от Запада и всерьез озаботились оформлением своей продукции. Необходима была этикетка – яркая и красивая. Так родился русский модерн, над которым в те времена усиленно работали известные художники: Васнецов, Врубель, Билибин. Особенностью русского стиля стало использование сказочного и былинного материала, народного узора и замысловатого орнамента. Полиграфическое оборудование пока не позволяло добиться хороших результатов, поэтому цвета были блеклыми, а качество этикеток – низким. Стиль русского модерна активно использовался для оформления парфюмерно-косметической и аптечной продукции, а также кондитерских и ликероводочных изделий. На пудреницах, баночках с кремами и флаконах с духами впервые появились изображения птиц, красивых животных и различных растений. Российская промышленность впервые стала конкурентно-способна.
Внешний вид имеет ГОСТ Значение этикетки в 1950-1980-е года было весьма прозаичным. Она служила лишь для названия продуктов и товара. Существовали даже Госты, которые определяли внешний вид упаковки для каждого вида продукции. Бумага в те времена был еще очень низкого качества. Право на получение красивой импортной этикетки получали только избранные товары: экспортные продукты, которые советское население не видело.
Вторая половина 90-х годов стала сильным толчком для развития полиграфической промышленности в СССР и этикетка получила совершенно иной смысл. Производители поняли, что этикетка способна не только быть красивой, но и влиять на покупательскую способность. С того времени интерес к упаковочной продукции, а, в частности, к этикетке не только не упал, но и возрос в сотни тысяч раз.
|